Манифест борьбы за языковую и культурную независимость Израиля

Зеэв Маген

Купите билет в Израиль, пролетите пять или одиннадцать, или шестнадцать, или сколько угодно часов, высадитесь, пройдите паспортный контроль, выйдите из аэропорта — и обнаружите, что вы никогда не покидали американский или британский пункт отправления. Тот же английский язык на витринах магазинов, те же дизайнерские джинсы на всех, те же забегаловки McDonald»s и Burger King в каждом торговом центре, тот же отвратительный рэп, звучащий из радиоприемника таксиста, и даже граффити на английском языке на стенах. Проведите в стране немного больше времени — достаточно нескольких дней — и вы узнаете ужасающую, умопомрачительную, отвратительную правду о том, что почти в каждой сфере жизни, общественной и частной, все больший процент израильтян занят отказом от всех аспектов иврита и сионистской культуры в пользу массового принятия языка и образа жизни, пришедших из-за Атлантики.

Если вы считаете, что это хорошо, что культурные и идеологические основы, на которых было построено государство Израиль, с головокружительной скоростью вырываются из-под ног зарождающейся государственности, то прекратите читать дальше. С другой стороны, если вы понимаете, что ни одно политическое образование в истории человечества не пережило дезинтеграции своего основного смысла существования, не говоря уже о стране размером с крошечный Израиль, окруженной со всех сторон более чем миллиардом людей, которые хотят, чтобы его не стало еще вчера; и если вы понимаете, что практически все основные проблемы Израиля, будь то в политической, социальной, военной или дипломатической сферах, являются прямым результатом отрыва руководства страны и все большей части ее населения от сионизма и иудаизма — тогда читайте дальше. Потому что мы должны что-то с этим сделать, и мы должны сделать что-то большое, и мы должны сделать это сейчас.

Иври анохи (я ивритянин)

Заявление о цели

Сионистское движение было создано более века назад молодыми пылкими сердцами, чтобы побудить еврейский народ вернуться на свою землю и хранить свою самобытность без страха и стыда. Его целью была не только политическая независимость еврейской нации, но и культурная независимость, без которой вообще не может существовать нация, и без которой нет смысла во всем этом предприятии. В этой области были сделаны огромные, творческие успехи, но их оказалось недостаточно: вот уже много десятилетий израильское общественное (и частно-личное) пространство заполнено до отказа и полностью поглощено иностранным контентом, а наши дети в так называемом еврейском государстве растут на подражательной, импортированной культуре, которая не является ни еврейской, ни израильской. Эта всепоглощающая мегатенденция основательно подрывает центральную и самую главную цель сионизма: возвращение к себе. Более того: она подрывает наше существование как нации, живущей и строящей свое будущее на своей старой-новой земле. При всех вызовах, окружающих и угрожающих нам, а их великое множество, нет угрозы более серьезной, чем эта, поскольку она стирает наш внутренний смысл, смысл нашего существования, нашу волю и нашу способность бороться за нашу землю и наш народ.

Двумя самыми серьезными ошибками — которые чуть не привели к нашему исчезновению, — совершенными сынами Израиля на пути в Землю Израиля (а также в течение многих веков после), были: а) подражание путям народов, окружавших нас, и б) отсутствие веры в нашу способность одержать победу над этими народами, несмотря на их огромную силу, и вести независимое существование.

«Деяния предков — знак для их потомков», — учили наши раввины. Как можем мы, поднявшись, подобно львам, из глубин окончательного разрушения, вернувшись в свою страну и отвоевав свою землю, отточив мечи и возродив давно умерший язык, чтобы жить в мире в нашем национальном доме в соответствии с нашим уникальным, иудейско-еврейским образом жизни, — как можем мы, спустя всего два или три поколения после этого невероятного и беспрецедентного достижения, вскинуть руки, встать на колени, сдаться и присоединиться, как овцы к стаду, к сегодняшней безвольной мировой тенденции, в результате которой сотни некогда гордых наций утратили свою национально-культурную идентичность в пользу растворения в интернациональной западной жиже?

Как мы можем? К сожалению, кажется, что можем и еще как. Откройте глаза и посмотрите вокруг: во всех мыслимых сферах жизни английский язык вытесняет наш прекрасный иврит, язык наших праотцов и праматерей, так недавно возрожденный, и медленно (на самом деле: быстро) вытесняет наш национальный язык из нашей жизни. И вместе с ивритом исчезает еврейско-сионистско-израильская культурная идентичность значительной части нашего народа в Израиле. Молодое поколение израильтян пропитано иностранной музыкой, иностранными телефонами, иностранными телесериалами, иностранной рекламой. Герои наших детей — почти сплошь американцы, или израильтяне, которые «добились успеха» за границей и навсегда уехали из Израиля в США. «Сыновья наши и дочери наши отданы другому народу, и наши собственные глаза свидетельствуют об этом», а мы стоим беспомощные перед этим мощным цунами, как Саул и его воины перед филистимлянином Голиафом.

«Английский — единственный путь»

Дальше хуже. Многие из нас здесь, в Израиле, даже потеряли мотивацию бороться с этим ядовитым явлением, поскольку — так мы твердим себе снова и снова, как заезженная пластинка, уже добрых пятьдесят лет — «английский — единственный путь! Английский — это международный язык, и все и каждый, кто хочет добиться успеха и стать частью большого мира (и т.д., и т.п.), просто обязаны перейти на английский!». Даже Еврейский университет в Иерусалиме, гордость сионистского проекта, основанный такими выдающимися деятелями ивритского ренессанса, как Ахад-ха-Ам и Хаим Нахман Бялик, — недавно без зазрения совести заявил о своем намерении постепенно перевести всю свою учебную программу на английский и сделать его основным языком преподавания (другие высшие учебные заведения Израиля следуют этому примеру; некоторые, например, Институт Вейцмана, уже перешли).

Помимо полного отсутствия национального самоуважения, о котором свидетельствует такой план, не говоря уже о крайнем пораженчестве, выражающемся в представлении, что «весь мир идет в этом направлении, поэтому у нас нет другого выбора, кроме как следовать за ним», есть еще одно измерение этой проблемы, которое одновременно печально и смешно. Ведь мы живем в такое время, когда экспоненциально совершенствующиеся программы синхронного перевода быстро делают английский язык как лингва-франка совершенно ненужным и устаревшим. Менее чем через десять лет все языки будут переводиться на все другие языки, мгновенно и безупречно, как на письменном, так и на разговорном уровне (и я говорю это как ученый, который зарабатывает преподаванием арабского и фарси, и которого эта новая технология вполне может обеднить). Другими словами, мы уничтожаем наш недавно возрожденный иврит и еврейско-сионистскую культуру, с которой он так тесно связан, абсолютно без всякой причины: потому что мы не можем заглянуть за пределы настоящего и увидеть, что нас ждет прямо за углом.

И более того: с каких это пор мы, евреи, так легко «объединяемся»? В конце концов, мы не «народ, как все другие народы». Мы — дети нашего отца Авраама Еврея (Авраама ха-Иври): даже если весь мир бежит, как блеющее стадо, в одну сторону (когда-либо), нам, со своей стороны, поручено оставаться непоколебимыми, твердо стоя двумя ногами на земле, в другую сторону. Даже если все народы планеты готовы и хотят стереть свою уникальность перед лицом западного экономического, языкового и развлекательного джаггернаута, мы, евреи, будем всеми силами держаться за наше наследие, наши источники, наш язык и нашу Тору, как народ Израиля делал это последовательно, невзирая на жертвы, на протяжении тысяч лет.

В этом секрет нашего выживания и процветания, несмотря ни на что: перед лицом самых тяжелых обстоятельств, даже во время многовекового рабства в Египте, мы упорно отказывались менять свои имена, одежду и родной язык. Но сегодня позорная капитуляция подавляющего большинства израильского общества, включая значительную часть его религиозного элемента, перед бесконечным иностранным влиянием, исчезновение нашей собственной сущности и замена ее чужой, скоро приведет (более того, уже приводит) к массовой ассимиляции на национальном уровне и опустошению еврейского Израиля через постоянно растущее движение эмиграции. В настоящее время целое поколение израильских детей живет на Западе в своем сознании; это лишь вопрос времени, когда они будут жить на Западе в реале.

Сейчас мы сидим в сукке на заднем дворе, а сосед врубает «Галей Цахал», израильское армейское радио. После восторженного интервью с молодой израильской певицей по имени Дженни, которая иммигрировала из России в детстве, «принципиально поет только на английском» и вся в предвкушении предстоящего «релокайшуна» в Нью-Йорк в стиле Эстас Тонне [как вам такая успешная алия?], диджей включил, считайте, семь английских поп-песен подряд, после чего последовали новости, которые открылись гибелью еще одного израильского солдата от рук арабских террористов — третьего за неделю, включая одну молодую женщину — все они погибли… за что? Если мы не строим, не поддерживаем и не защищаем иудейско-еврейско-сионистское государство, то какой, во имя Бога, смысл оставаться здесь, на безумном жестоком Ближнем Востоке, и снова и снова жертвовать жизнями молодых людей и разрушать счастье их семей?).

Неважно, какое правительство находится у власти, неважно, насколько сильна израильская армия, неважно, сколько миллиардов заработали наши столь желанные стартап-компании. Если новые и подрастающие поколения израильтян больше не знают, почему они находятся здесь, посреди враждебного населения, которое насчитывает сотни миллионов человек и хочет только одного — изгнать нас с этого клочка территории; если они потеряли связь с Землей и народом Израиля, которая является единственной мотивацией для того, чтобы оставаться здесь и продолжать бороться; если они больше не знают и не чувствуют этого важного «почему», тогда все «как» в мире не спасут нас.

Сможет ли целое поколение израильтян, выросшее на саундтреке, декорациях и идеологическом дискурсе, пришедшем из-за рубежа, из культур, которые не имеют ничего общего с иудаизмом или израильской действительностью, и в большинстве своем отвергают само понятие национализма — сможет ли такое поколение защитить государство, вся причина существования которого заключается в безопасности, непрерывности и процветании одной конкретной нации — еврейской?

(Еще одна пауза — последняя, хотя материал для нее, к сожалению, бесконечен. Израильский парламент, несмотря на множество острых кризисов, с которыми сейчас сталкивается страна, перед самым праздником нашел время для дебатов и голосования по «пакету» нового канала Disney для израильских домов. Дебаты касались того, во сколько обойдется потребителю добавление этого нового компонента к национальной телевизионной сети, которая и без того сверху донизу и от корки до корки напичкана американскими и другими иностранными материалами. Из ста двадцати членов парламента, представляющих партии религиозные и светские, правые и левые, в общем, весь спектр, ни одному якобы сионистскому депутату не пришло в голову поднять вопрос о том, какое влияние это окажет на будущее еврейского государства, когда этот дополнительный элемент доведет процент иностранного контента, на котором воспитываются наши дети здесь, в еврейском государстве, до 95%. Законопроект прошел без каких-либо серьезных возражений. И вот он пришел, чтобы спасти положение…).

Самоуничижительное подражание

Вся Библия — конституция нашего народа, его основополагающий документ — представляет собой одно длинное предостережение против подражания: «Не ходите по следам народа, который Я изгоняю пред вами» (Левит, 20:23); «По примеру египтян, среди которых вы жили, не поступайте, и по примеру хананеев, к которым Я привел вас ныне, не поступайте, и не следуйте уставам их» (Левит, 18:3); «Чтобы вы не искали богов их, говоря: «Как эти народы поклоняются богам своим, чтобы и я делал то же?»» (Втор., 12:30). Действительно, некоторые комментаторы заходят так далеко, что объясняют первое в истории убийство на этом основании: «И принес Каин от плодов земли приношение Господу; и Авель принес приношение от лучших стад своих». Авель был подражателем и заплатил за это своей жизнью. Мы, как государство и как народ, тоже стали подражателями, и мы тоже заплатим за наше бесконечное, отвратительное подражание своей жизнью. Потому что каждое государство или народ за всю историю человечества, утративший свою уникальную культуру, угасал. Без исключений.

Важно подчеркнуть: мы не выступаем за «местечковое» или «провинциальное» израильское общество (au contraire! Только «провинциальный» народ страдает от комплекса неполноценности настолько остро, что готов опозорить себя путем повсеместного подражания другому народу). Мы не ксенофобы. Мы не выступаем за изоляционизм. Знакомство с чужой культурой и извлечение из нее обогащения и даже вдохновения? Потрясающе! Торговля и коммерция с другими странами для укрепления израильской экономики? Фантастика! Стратегическое сотрудничество с США и другими западными державами для борьбы с растущей угрозой, исходящей от исламизма? Незаменимо! Внесение значительного вклада в развитие человечества в самых разных областях, как это делали бесчисленные поколения наших праотцов и праматерей с незапамятных времен? Куул!

Но полное уничтожение нашей еврейско-иудейско-израильской культуры и полное принятие вместо нее импортированной? Преклонение перед всем, что пришло из-за океана, и принижение всего, что возникло внутри нас? И все это в стране, которая только вчера была построена кровью наших близких, пóтом наших родителей, бабушек и дедушек с единственной и явной целью возвращения к самим себе?

Нет. Никогда.

Мы всем сердцем поддерживаем концепцию «мультикультурализма», 2международной культурной мозаики». Но о чем думают, те, кто бесконечно повторяет эти лозунги, но одновременно игнорирует необходимость украсить и вложить свои собственные особые камни в эту международную мозаику? Для того чтобы внести свой вклад в мировую цивилизацию, мы должны обладать тем, что мы можем внести, мы должны сохранять, культивировать и с радостью принимать наше собственное особое наследие, обычаи, язык, литературу, мировоззрение и идеи! Так мы должны поступать, если хотим участвовать в обогащении человечества, так мы должны поступать, если хотим вообще продолжать существовать, не говоря уже о процветании, как старый новый народ на своей старой новой земле. Хорошо и желательно выйти в большой мир. Хорошо и желательно вернуть большой мир в наш дом. Но только при условии, что мы сначала обязательно зальем фундамент цементом нашей несравненно глубокой и красочной традиции.

Image26396-300x480.jpg

Великий сионистский философ Ахад-ха-Ам высоко оценивал то, что он называл «подражанием себе» (hikui shel hitbaltut): естественную и здоровую склонность всех человеческих существ — как отдельных людей, так и коллективов — избирательно перенимать чужие пути и использовать их для того, чтобы укрепить и еще больше подчеркнуть свою собственную уникальную личность. Но в то же время он осуждал то, что называл «самоотверженным подражанием» (hikui shel hitbatlut): болезненную и презрительную тенденцию опустошать «Я» данного человека или группы и заполнять образовавшуюся лакуну неоригинальным, чужим содержанием, и таким образом, по сути, исчезать. На это второе явление, столь распространенное сегодня в Израиле, глаз смотрит и плачет.

Image26388-160x100.png

Возможно, вы скажете: «Хватит раздувать из мухи слона — такова человеческая природа! Другой всегда интереснее, трава всегда зеленее по ту сторону забора!». Это оправдание могло бы быть убедительным, если бы не один незначительный факт: в США или Великобритании население не бежит, как лемминги, за иностранными языками и культурами; в США и Великобритании они думают, что их собственная трава зеленее. И если вы ответите: «Ну, тогда я думаю, что американская и британская культура действительно лучшая из всех культур!» — если вы так говорите, значит, болезнь, от которой вы страдаете, действительно не лечится. Тот, кто делает такое заявление, предпочитает другой народ своему собственному, другую семью своей собственной, тот, кто делает такое заявление, предпочитает сравнительно поверхностную, сравнительно младшую культуру относительно недавнего происхождения (и мы не отрицаем, что в ней есть много впечатляющих элементов) огромному, глубокому, многослойному наследию, охватывающему почти четыре тысячи лет. Тот, кто делает такие заявления, вызывает жалость: он подобен человеку, который видит другого, более богатого или красивого, чем он сам, и жаждет поменяться с ним личностями. Тот, кто не хочет быть самим собой, кто предпочитает стать кем-то другим, — грустная и несчастная душа.

Будьте сильными и мужественными!

Возможно, вам кажется невозможным, что мы когда-нибудь сможем обратить вспять эту разрушительную тенденцию. Возможно, вы считаете, что «ничего нельзя сделать» перед лицом этого цунами не- и антиеврейского контента, которое захлестывает нашу нацию и топит нашу молодежь, в том числе и через их вездесущие мобильные телефоны (дай Бог создать вирус, который уничтожит их все, аминь)? Возможно, вы убеждены, что это явление слишком распространено, слишком глубоко укоренилось, слишком сильно, и мы совершенно беспомощны перед ним? Возможно, вы уже давно пришли к выводу, что ничего нельзя сделать, кроме как преклонить колено, низко поклониться и сдаться?

Если это так, вспомните, что Маккавеи оказались в точно такой же ситуации. Эллинизация в их эпоху бушевала и свирепствовала не только среди еврейского населения Иудеи, но и почти во всем окружающем их населенном мире — точно так же, как и сегодня. Но братья Хасмонеи не сдались, не легли на спину и не позволили лавине чуждых идей и институтов обрушиться на них и похоронить их заживо. Они поднялись и боролись; поднялись и изгнали невыносимо позорное явление всестороннего подражания другим, проистекающее из отсутствия национального самоуважения, характерного для значительной части нашего народа; поднялись и отвоевали для нас нашу идентичность, вернули нас к самим себе. «Деяния предков — знак для потомков»; деяния Маккавеев — знак для нас. Пусть мы будем сильными и мужественными (нитхазек ве-нит’амец) и с Божьей помощью мы добьемся успеха.

Некоторые из нас уже начали действовать:

Уже несколько месяцев мы ездим по стране, выступая на всех возможных площадках перед внушительными толпами молодых людей, вдохновляя их любить себя такими, какие они есть, и занимать пламенную позицию против ассимиляции. (Полная информация: Марк Твен однажды сказал, что если вы используете множественное число первого лица для обозначения себя одного, то либо вы член королевской семьи, либо у вас завелись глисты. Можно также быть персонажем антиутопического романа Айн Рэнд «Гимн», в котором рассказывается о пороках коллективизма, или человеком, который использует гендерно-нейтральное местоимение первого лица, потому что он небинарен. Увы, у меня нет ни одного из этих оправданий. Я говорю «Мы», потому что это звучит гораздо лучше, чем настоящая правда, которая гораздо ближе к «Я». Но мы действительно выступали перед буквально тысячами молодых людей за последние девять месяцев или около того, что я частично приписываю своим цицероновским ораторским способностям, но гораздо больше тому факту, что мы находимся в еврейском государстве и лекции… бесплатные).

Мы (я!) создали вызывающую литературу, разработали и распространили тысячи провокационных знаков и наклеек, которыми студенты, присутствующие на наших (моих!) лекциях, начали «украшать» улицы израильских городов по ночам, чтобы способствовать повышению осведомленности в последующие дни и недели.

Image5576.png

Мы создали сайт: www.עברי-אנוכי.com (на этот раз это действительно «Мы» — я создал контент, другие создали платформу. Мои технические навыки ограничиваются отправкой электронного письма (с вложением, заметьте). Мы также начали кампанию в социальных сетях и готовим профессионально сделанное «подрывное» видео об уродливом явлении отречения от израильской идентичности, которое, как мы надеемся, станет мегавирусным.

Мы собираем тысячи электронных подписей под петициями, призывающими израильские компании, владельцев торговых центров и кафе и других отказаться от своих жалких «космополитических» (т.е. американизированных и англизированных) маркетинговых кампаний, направленных исключительно на израильтян, и вернуться к ивриту и еврейской тематике, если, конечно, они хотят получить наш бизнес.

Мы планируем пикетировать определенную сеть магазинов, известную как МАШБИР, основанную не кем иным, как Давидом Бен-Гурионом, специально для «обслуживания еврейской нации, объединяющейся в Сионе», но недавно захваченную гуру маркетинга, которые удалили все до последнего элементы иврита из ее логотипа и рекламы, чтобы заставить ее изменить курс, тем самым одержав символическую победу, которая, надеюсь, создаст эффект «домино».

Image26407-300x480.png

Помните Эбби Хоффман и йиппи? Помните, что они сделали с пачками долларовых купюр на торговой площадке Уолл-стрит? (Для молодых и блаженно несведущих: они обрушили их на головы брокеров в костюмах, что вызвало кратковременный спад в американской экономике, когда скупые финансисты бросились хватать деньги). Итак, мы изготовили десятки тысяч фальшивых 200-шекелевых купюр, на обратной стороне которых владельцам магазинов предлагается (если они хотят, чтобы мы тратили в их заведениях такие крупные денежные купюры) изменить свои вывески, лозунги и музыку на ивритские, а покупателям предлагается посещать только те магазины, которые это делают. Эти купюры будут раздаваться во всех торговых центрах, а если наши дети будут обладать необходимой смекалкой, то и сыпаться на пол торгового центра со второго этажа, как манна небесная…

Мы усердно работаем над созданием массовых, портативных, библейских игр на открытом воздухе — невероятное количество веселья! — которые будут доставлены в школьные дворы и парки по всей стране от Дана до Эйлата, чтобы израильские дети провели время своей жизни в глубине нашего несравненно богатого еврейского наследия.

Мы взяли себе в качестве девиза слова пророка Ионы: «Иври Анохи — я еврей, и я поклоняюсь Господу Небес». Мы только в начале пути, и нам предстоит проделать огромную работу. Мы планируем сотрудничать с любыми и всеми истинно сионистскими организациями (и людьми), чтобы сформировать армию из тех, кому действительно не наплевать, и направить ее на возвращение израильского общества к самому себе. Да будем мы сильны — словами Моисея, обращенными к Иисусу Навину, — и мужественны!

(Надеюсь, когда-нибудь вы присоединитесь к нам, как пел Джон Леннон, и тогда это действительно будем «Мы»…).

Times of Israel, перевод Якова Скворцова

Источник

Актуальное

Stay Connected

3,585ЧитателиЧитать
0ПодписчикиПодписаться

Еще почитать