Утомленные «Оскаром»

3

Утомленные «Оскаром»0

Скандал с российским оскаровским комитетом развивается: после ухода Павла Чухрая с поста председателя за ним устремились другие члены этого органа, в том числе Андрей Звягинцев, Сергей Сельянов и Николай Досталь. Алексей Учитель уже предложил пересмотреть отказ выдвигать фильм и обсудить вопрос публично. Скорее всего, к моменту публикации этого текста новостей будет еще больше.

Но всё упирается в очень простую «вилку». С одной стороны, не хочется отдавать наш фильм на поругание. Ведь особенность номинации «Лучший иностранный фильм» в том, что на «Оскар» в этой категории претендуют не продюсер и не режиссер картины, а страна, которая его выдвинула. И она же его получает. Обидно было бы выдвинуть фильм на «Оскар» и ждать, что Американская киноакадемия вдруг возьмет и объявит, что от России она заявку просто не примет. Это было бы логичной частью кампании по отмене русской культуры.

Но это только с одной стороны. Есть и другая, и об этом говорили «Известиям» эксперты и члены Киноакадемии, когда Никита Михалков только предложил, еще во время ММКФ, не выдвигать фильм от России на «Оскар». Она состоит в том, что Киноакадемия — это не только американцы, но и кинематографисты всего мира, причем лучшие из ныне живущих. У них появилась бы возможность посмотреть российскую картину. Многие из них высказываются против отмены русской культуры, и они могли бы поддержать наш фильм. Кроме того, политическая обстановка в мире быстро меняется. Возможно, через пару месяцев у нашей картины было бы больше шансов не только на шорт-лист, но и на номинацию. Кроме того, интересно было бы посмотреть, как российский кандидат соревновался бы с украинским «Клондайком», который американской публике известен после премьеры на «Сандэнсе». Большой вопрос, кого предпочли бы голосующие.

Эти две точки зрения существуют рядом и взаимодополняют друг друга, потому что ясно, что «Оскар» политизирован, а как это отзовется, в итоге трудно предположить. Например, американские кинематографисты обычно находятся в оппозиции официальному курсу правительства США, и чем холоднее относится к нам Байден, тем, вопреки этому, они могут охотнее поддержать российского кандидата.

Трудная ситуация, хотя мне кажется, что в участии всё же больше смысла, чем в неучастии. Но хуже всего то, что после новостей о нашем отказе в интернете заговорили о том, что, может, и к лучшему, что не выдвинули никого, потому что якобы нет достойных фильмов.

И вот здесь уже можно и нужно спорить. Как известно, члены оскаровского комитета несколько дней назад получили список из 122 названий, который полностью пока не опубликован, но это фильмы, которые вышли или выйдут в российский прокат с 1 января по 30 ноября 2022 года.

Известно, что в этом списке, например, есть великолепная арт-драма «Нуучча» Владимира Мункуева, идеальный пример сплава традиций русского кино и нового якутского. В прошлом году картина победила в Карловых Варах в конкурсе «К Востоку от Запада», что для академиков могло бы стать определенным сигналом. Александр Хант и его команда прямо сейчас находятся в длительных гастролях по Европе, где представляют свое «Межсезонье» в крупных городах бесплатно для всех желающих. Авторы картины, скорее всего, рассчитывали на выдвижение на «Оскар», и тут шансы бы тоже были: тема подросткового насилия запустилась наиболее остро именно в США, и там, вероятно, живо отреагировали бы на фильм по реальным событиям.

Есть еще «Продукты 24» — суровое кино, в пользу которого не только вечная тема иммигрантов, которая там решена с оглядкой на мастеров Дарденнов, но и премьера на Берлинале, где у фильма была положительная пресса. На Берлинале же была премьера великолепной драма Ивана Золотухина «Брат во всем», но думать, что фильм про пилотов военных истребителей из России может сегодня на что-то рассчитывать за рубежом, было бы странно. Серьезные шансы были бы у картины Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского», потому что она была в каннском конкурсе и Серебренников хорошо известен международному сообществу. Но его фильм не выходил в России, и дата релиза пока не объявлена, что противоречит условиям «Оскара».

В этой ситуации правильнее всего, пожалуй, было бы выдвинуть от России совместный с Казахстаном проект «Голиаф», раз сам Казахстан этого не сделал. Адильхан Ержанов — главный казахский режиссер сегодня. «Голиаф» только что был представлен в Венеции, библейский протосюжет всем знаком, кроме того, это еще и вестерн — или самурайское кино, что тоже всегда вызывает благодарную реакцию. Картина выходит в России в эти выходные, и Ержанов, кстати, недавно дал «Известиям» эксклюзивное интервью. Кроме того, это действительно блестящая картина, только что она открывала фестиваль «Новый сезон» в Сочи.

Если решение Российской киноакадемии всё же будет пересмотрено и комитет соберется решать, кого отправить на «Оскар» от России, пространство для выбора есть. А «Оскар» после «Утомленных солнцем» фильмы от России ни разу не получали, и это нужно исправить.

Автор — кандидат филологических наук, кинокритик, обозреватель «Известий»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Внимание!!!

На сайте выставляются материалы из сторонних источников, без редакции и цензуры, по принципу «КАК ЕСТЬ».

В связи с этим администрация сайта не несет никакой ответственности за содержание и источники данных материалов.

Спасибо за понимание и приятного чтения.

Источник
Автор — кандидат филологических наук, кинокритик, обозреватель «Известий»,Позиция редакции может не совпадать с мнением автора